С каждым годом все больше работодателей прибегает к аутсорсингу и аутстаффингу. Несмотря на их широкое распространение, эти понятия зачастую путают. Настало время разобраться в терминологии, выделить сходства, различия, плюсы и минусы каждой из управленческих моделей.
Содержание:
1. Аутсорсинг и аутстаффинг – понятия, плюсы и минусы.
2. Сравнение аутсорсинга и аутстаффинг.
3. Наиболее востребованные отрасли для аутсорсинга и аутстаффинг.
1. Аутсорсинг и аутстаффинг – понятия, плюсы и минусы
Оба этих термина, пришедших к нам из английского языка, подразумевают работу со сторонним исполнителем, о чем говорит их общий корень out – «вне», «снаружи». Однако, есть и существенные различия в этих моделях.
Аутсорсинг (от англ. outside resourcing - «внешний источник») – практика передачи компанией задач и функций подрядчику, специализирующемуся в конкретной сфере деятельности.
Вы прибегаете к аутсорсингу персонала другой компании, делегируете им определенные задачи, заключая договор об оказании услуг, тем самым избавляясь от проблемы оснащения рабочих мест, уплаты налогов и страховок. Более того, зарплата за услуги аутсорсинга персонала зачастую ниже зарплаты штатных сотрудников.
Главные плюсы аутсорсинга:
- Снижение усилий на поиск, найм и управление персоналом.
- Снижение затрат на оснащение рабочих мест.
- Разгрузка зарплатной ведомости, снижение налогов.
- Замена действующего персонала на время отпусков и декретов.
- Привлечение дополнительных ресурсов на сезонные работы.
- Быстрый старт выполнения задач.
Минусами аутсорсинга могут стать проблемы с коммуникацией при удаленной работе, разница в часовых поясах, риск утечки корпоративных данных. Именно поэтому важно обращаться за услугами к надежным и проверенным исполнителям.
Аутстаффинг (от англ. out – «вне», staff – «персонал», «штат») – форма отношений между работником и работодателем, которая позволяет работодателю на законных основаниях привлекать рабочую силу, не оформляя сотрудников к себе в штат.
Другими словами, услуга аутстаффинга подразумевает под собой вывод персонала за штат и передачу исполнителю полномочий по кадровому администрированию. При этом фактически сотрудники продолжают работать на своем рабочем месте и выполнять прежние функции, но обязанности работодателя официально переходят сторонней компании-аутстафферу.
Этот инструмент – один из наиболее эффективных в сфере менеджмента. Он позволяет гибко регулировать количество работников в зависимости от текущих задач, не изменяя официальный штат компании.
Плюсы аутстаффинга:
- Упрощенная система управления персоналом, исключение юридических проблем при работе с иностранцами.
- Исключение необходимости заниматься финансовыми вопросами.
- Снижение затрат на зарплату и налоги.
- Выполнение больших задач при небольшом штате сотрудников.
Минусами аутстаффинга, как и при аутсорсинге, могут стать проблемы с коммуникацией и мотивацией персонала, поэтому важно выбирать подрядчиков с большим опытом, которые смогут предусмотреть данные ситуации и избежать во время сотрудничества их.
При грамотном использовании аутстаффинга, вы можете решить значительно больше задач, чем планировали.
2. Сравнение аутсорсинга и аутстаффинга
Аутсорсинг:
· Удобство. Клиент просто подает заявку и оплачивает фактически оказанные услуги. Все остальные задачи на себя берет исполнитель.
· Фокус на главном. Заказчик получает возможность сконцентрироваться на своей основной деятельности, предоставив не профильные вопросы, связанные с управлением сотрудниками, квалифицированному подрядчику. Зачастую за счет фокуса на ключевых процессах эффективность в компании клиента повышаетс.
· Экономия. В ряде случаев, компания, специализирующаяся на услугах аутсорсинга, имеет возможность набирать рабочих на более низкую заработную плату, чем её заказчи.
· Снижение издержек. Клиент получает возможность сократить издержки на содержание дополнительных специалистов для подбора и управления персоналом, ведения кадрового делопроизводства, расчета заработной платы и отчисления зарплатных налогов. При привлечении аутсорсинга не нужно вести учет отпусков или выплаты по больничным листам. Все кадровые вопросы решает аутсорсинговая компани.
· Повышение эффективности. Компании, занимающиеся аутсорсингом персонала, профессионально подбирают, адаптируют, а также эффективно управляют рабочими, что приводит к общему росту качества и эффективности выполняемых работ.
· Снижение рисков. По причине отсутствия трудовых отношений с персоналом, с заказчика снимается ответственность и обязательства работодателя перед сотрудниками, задействованными в проекте. Это также существенно снижает риски, связанные с несчастными случаями и травматизмом на объекте выполнения работ.
· Гибкость. Клиент получает возможность оперативно менять количество работников, задействованных в проекте, без затрат на сокращение и увольнение персонала.
· Прозрачность. Работая с компанией-аутсорсером, клиент, в большинстве случаев, получает фиксированную цену на услуги.
Аутстаффинг:
· Удобство. Возможность снизить штатную численность сотрудников, при этом сохраняя фактическую. Это актуально для клиентов, использующих упрощенную систему налогообложения
· Фокус на главном. Сконцентрироваться на основном бизнесе и повысить конкурентоспособность компании.
· Экономия. Сократить расходы на кадровую службу и бухгалтерию, разгрузить эти подразделения в сезон или при повышении объемов выполняемых работ.
· Легальное оформление сотрудников. Обеспечить легальность и юридическую поддержку при работе с персоналом.
· Снижение издержек. Совершать один перевод средств агенству вместо многократных переводов сотрудникам.
Видно, что разница между аутсорсингом и аутстаффингом существенна. Выбор в пользу одной из моделей стоит формировать в зависимости от преследуемых целей, но плюсы любой из практик неоспоримы.
3. Наиболее востребованные отрасли для аутсорсинга и аутстаффинга
Вопреки распространенному стереотипу о том, что аутсорсингом и аутстаффингом пользуются исключительно IT-компании, рынок отраслей, прибегающих к этим услугам, растёт день ото дня.
По последним данным, лидирующими в сфере аутсорсинга и аутстаффинга отраслями являются IT, бухгалтерия, логистика, управление и поиск персонала.
Аутсорсингом и аутстаффингом персонала активно пользуются не только крупные корпорации, но и малый бизнес.